Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Государственная социальная политика РФ по отношению к детям-инвалидам направлена на реализацию их права на полноценное образование, интеграцию в общество и участие в общественной жизни. Она реализуется посредством выполнения соответствующей государственной программы и законодательных актов, таких как Закон РФ «О социальной защите прав инвалидов», а также приказом Минобрнауки и методическими рекомендациями Минздравсоцразвития, в которых чётко устанавливаются стандарты для обеспечения безбарьерного пространства для детей с особым статусом.
Цели и задачи создания доступной среды в школе
Доступная среда в школе – это безбарьерность для детей, дающая доступ к образовательным ресурсам. Её главное направление – это развитие инклюзивного образования, идея которого заключена в полном исключение дискриминации. Все дети несмотря на наличия каких-либо недугов имеют право на уважение и получения образования.
Программа «Доступная среда в школе» имеет следующую цель: обустройство взаимодействия, обучения и общения здоровых детей и страдающим каким-либо недугом. Также не менее важны и следующие желаемые результаты:
- Развитие творческого, физического и других потенциалов. В мире существует масса людей с инвалидностью сумевших проявить себя в творчестве, науке и спорте.
- Ранняя адаптация. С раннего возраста находясь среди ровесников, которые его приняли и не испытывают к нему негативных чувств, ребёнок будет чувствовать себя его полноценным.
- Организация психолого-педагогического и реабилитационного сопровождения.
Эта программа действует в стране с 2011 года. Только за первые несколько лет после её принятия было модернизировано более 50% образовательных учреждений, в 90% городов созданы карты доступности социальных объектов для маломобильных групп населения, а возможность получения детьми-инвалидами инклюзивного образования стало возможным в 20% школ. В настоящее время программа продолжает действовать. Она требует от органов образования и администраций учебных заведений создания доступной среды для инвалидов в школе – условий, в которых особые дети учились бы наравне со всеми. Такие изменения позволят повысить в обычных учениках уровень толерантности, а детям с особым статусом – быстрее интегрироваться в общество.
Что же представляет собой доступная среда для детей-инвалидов в школе? Наряду с серьёзной коррекцией всего педагогического процесса, подготовкой соответствующих инклюзивных программ и взятия в штат дополнительной единицы – дефектолога для проведения с детьми коррекционных и реабилитационных занятий, доступная среда в школе – это довольно большие финансовые вложения. Они связаны с необходимостью реконструкции самого здания и прилегающей территории, а также с приобретением и монтажом специального оборудования доступной среды в школе. Следует понимать, что для каждой категории детей с физическими проблемами имеются свои рекомендации по созданию безбарьерной среды.